Как научить ребёнка писать новогодний вишлист, чтобы он не был бесконечным

Реальная картина: вы просите своего ребёнка написать пожелания для Деда Мороза, и вскоре список подарков разрастается до объёмов целого маркетплейса. 

Как научить ребёнка писать новогодний вишлист, чтобы он не был бесконечным

Хорошая новость заключается в том, что это нормально, особенно, если ребёнок маленький. Но ещё лучше то, что составление новогоднего вишлиста — не просто игра или сезонная рутина. Это навык, который можно развивать. 

Он поможет ребёнку научиться понимать свои желания, отличать важное от случайного и даже проявлять заботу о других.

Рассказываем, как это работает, и даём конкретные советы, которые можно начать применять хоть завтра.

Вишлист — не просто список желаний

На первый взгляд кажется, что, составляя вишлист, ребёнок просто перечисляет понравившиеся ему вещи, но на самом деле он:

  • учится формулировать свои желания — до определённого возраста ребёнок не всегда может чётко объяснить, что именно он хочет, и родителям приходится подключать фантазию или выбирать подарки на свой вкус. Составляя вишлист, ребёнок учится описывать свои желания словами: называть, уточнять, объяснять. Он начинает осознавать различия между «хочу, потому что однажды увидел это» и «мне действительно это нужно». Умение формулировать желания — это навык, который позже помогает в жизни: при общении, обучении, выборе профессии и даже в личных отношениях;
  • учится расставлять приоритеты — если ребёнок хочет 15 разных игрушек, а ему предлагают выбрать только одну, он сталкивается с новой задачей: Что для меня важнее прямо сейчас? Это и есть навык приоритизации — один из ключевых компонентов критического мышления. Умение определить главное среди множества вариантов, отказаться от менее важного ради более ценного — жизненно важный навык, который не формируется мгновенно. Дети, которым родители помогают осваивать этот процесс, легче адаптируются к задачам в школе, лучше планируют своё время и легче принимают решения в стрессовых ситуациях;
  • начинает понимать, что желания не исполняются по щелчку пальцев — когда ребёнок составляет вишлист, он постепенно учится понимать, что даже если он захотел чего-то, то может получить это не сразу или не получить вовсе. Это важное и тонкое понимание, которое учит справляться с переживанием о том, что желания не всегда сбываются, и впадать в истерику по этому поводу не нужно. Ребёнок начинает осознавать, что мир устроен сложнее, чем просто «хочу — получаю», что у других тоже есть желания и возможности окружающих бывают ограничены, а также то, что ожидание усиливает ценность подарка. Это первый шаг к эмоциональной зрелости. И да, у взрослых с этим часто тоже бывают трудности;
  • развивает в себе осознанность — написание вишлиста — отличная практика осознанности. Ребёнок получает шанс научиться понимать, что он чувствует и что ему действительно нужно — без истерик и давления. Это, по сути, первые шаги в сторону развития эмоционального интеллекта.

Почему дети хотят всё и сразу?

Когда ребёнок пишет письмо Деду Морозу, он часто перечисляет всё, что когда-либо видел или слышал: машинки, конструкторы, огромный плюшевый медведь, собака-робот, дом на дереве и ещё десяток случайных вещей. Это не жадность и не плохое воспитание. На самом деле за этим стоят вполне объяснимые причины — и все они связаны с возрастом, опытом и средой, в которой живёт ребёнок.

  1. Детский мозг ещё не умеет делать выбор. У ребёнка в этом возрасте мозг всё ещё развивается. Особенно та часть, которая отвечает за самоконтроль, планирование и способность выбирать. Из-за этого дети не могут сразу решить, что им действительно нужно, а что просто мелькнуло в голове. Они не умеют расставлять приоритеты. Когда взрослый может сказать: «Я хочу новый телефон, но подожду до лета», ребёнок скажет: «Я хочу всё и сразу!» — и будет абсолютно уверен, что каждое желание одинаково важное. Это не каприз, а просто этап развития. Выбор требует тренировок. И каждый составленный вишлист — это такая тренировка, поэтому лучше делать это не только в честь Нового года. 
  2. Ребёнок живёт в потоке соблазнов, которые не умеет фильтровать. Современные дети с раннего возраста сталкиваются с огромным количеством визуальных и рекламных стимулов. Они видят рекламу в социальных сетях и по телевизору, игрушки у блогеров, яркие упаковки в магазинах, новые прикольные вещи у друзей в садике или школе. Каждое из этих впечатлений оставляет след — желание, которое не реализовалось. Но в отличие от взрослого, ребёнок ещё не умеет отделять случайное впечатление от настоящего желания. Он увидел — захотел. Увидел что-то новое — тут же передумал. И так по кругу. Пока этот фильтр не сформировался, его желания скачут от одного к другому.
  3. Взрослые делают то же самое — просто по-другому. Если вам кажется, что ребёнок ведёт себя неразумно, вспомните, как некоторые люди покупают вещи на распродаже. Огромное количество вариантов, скидки, акции — и вот выбрать между двумя почти одинаковыми товарами становится трудно и приходится покупать и то, и другое. Когда человеку предлагают слишком много вариантов на выбор, он теряется и перестаёт принимать рациональные решения. У детей всё то же самое. Поэтому, когда они пишут вишлист на 20 пунктов — это не жадность, а естественная реакция на перегрузку желаниями и впечатлениями.

Как помочь ребёнку составить осознанный вишлист?

Ниже — проверенные стратегии. Попробуйте одну или все сразу. Лучше — в игровой форме.

  1. Ограничьте количество желаний до трёх. Мозг ребёнка пока не умеет ставить одно желание выше другого. Но если вы предложите выбрать только три самых важных желания, он начнёт размышлять: что хочется сильнее, что пригодится на дольше, от чего будет больше радости. Это и есть формирование приоритетов — важный шаг, который пригодится не только в праздники, но и во взрослой жизни, когда нужно будет выбирать между двумя работами или планировать отпуск.

Это не наказание, а игра

Предложите ребёнку представить, что возможности Деда Мороза ограничены, и написать письмо, исходя из своих мыслей.

Пусть подумает:

  • что ему действительно очень хочется;
  • что не останется валяться без внимания через два дня;
  • от чего будет долго и много радости.

Можно набросать черновик письма вместе, а потом обсудить каждое желание.

  1. Разделите желания на категории. Когда ребёнок садится писать письмо Деду Морозу, он часто просто вспоминает всё, что его радовало за последние месяцы. Получается длинный и хаотичный список. Чтобы привести мысли в порядок, предложите понятную структуру: три категории желаний. Это делает задачу проще и учит думать не только о себе.

Первая категория

Что-то для собственного веселья. Сюда ребёнок может включить любую вещь, которая делает его счастливым — игрушку, книгу, набор для творчества, настольную игру или даже билет в зоопарк. Это категория «просто хочу, потому что нравится».

Вторая категория

Что-то полезное. Сюда можно поместить вещи, которые пригодятся в повседневной жизни. Например: удобный рюкзак, лампа для письменного стола, новые коньки или абонемент в кружок. Так ребёнок учится видеть, что не все желания про удовольствие — есть вещи, которые помогают учиться и становиться самостоятельнее.

Третья категория

Что-то для других. Предложите ребёнку подумать, что он мог бы подарить сам: младшему брату, бабушке, другу или родителям. Это могут быть подарки, сделанные своими руками. Проработка этой категории поможет ребёнку понять, что праздники придуманы не для того, чтобы радовался только он. 

Разделение на категории поможет ребёнку навести порядок в мыслях и отделить обычные хотелки от реальных желаний. А ещё это удобно родителям, ведь по такому списку легче понять, что действительно важно, а что малыш добавлял «чтобы было».

  1. Попросите ребёнка написать письмо от имени Санты. Сыграйте в Тайного Санту на сервисе «Мой Санта». Игру можно организовать за пару минут. Ребёнок станет Сантой для своего получателя и начнёт выбирать подарок, ориентируясь на заполненный вишлист. У него точно возникнут несколько вопросов для размышления: Интересно, почему мой получатель захотел именно это? Почему он заслужил свой подарок? Почему мне будет приятно обрадовать его? Какой сюрприз из списка порадует моего получателя больше всего?
Попробуйте устроить игру в Тайного Санту
Можно играть в офисе и дома, с семьёй и друзьями. Игра подходит для офлайна, когда все живут рядом, и для онлайн-жеребьёвки, если близкие оказались далеко.
Попробовать
Попробуйте устроить игру в Тайного Санту

Это поможет ребёнку развить эмпатию. Это особенно полезно детям 5–9 лет, у которых активно прокачивается способность понимать чувства и желания других.

Что делать, если ребёнку всё равно очень сложно выбрать?

Вот несколько дополнительных идей, если список приходится сокращать с болью:

  • составьте карточки желаний — выписывайте каждое желание на отдельной карточке и вместе раскладывайте их по степени важности. Так визуально будет понятнее, чего хочется сильнее, а чего — меньше; 
  • обсудите прошлый Новый год — спросите своего ребёнка, что из подаренного действительно порадовало порадовало его год назад, а что оказалось не нужно через два дня? Можете провести инвентаризацию вещей в комнате во время уборки и наглядно понять приоритеты в играх и занятиях;
  • не обесценивайте, а предлагайте альтернативы — иногда весь список подарков можно предложить растянуть на другие праздники, чтобы продлить удовольствие, или вместо нескольких позиций дешевле предложить одну, но качественную; 
  • используйте ограничение во времени — предложите ребёнку определиться с выбором за 5 или 10 минут. Это поможет ему сосредоточиться на самых желанных подарках. 

Вишлист — это не просто перечень подарков. Это способ понять себя, развить эмоциональный интеллект и научиться думать не только о себе.

Каждый Новый год — отличный повод показать ребёнку, что чудеса случаются не только тогда, когда получаешь, но и тогда, когда выбираешь с умом.

С каждым годом такие письма становятся всё глубже. А родители — спокойнее.

Автор: